ВОСПИТАНИЕ – ЭТО НЕ ОЦЕНКИ

Одна из ошибок воспитания детей – это оценивать их взрослыми категориями. За 3-5-7-10 и даже 15 лет у детей нет опыта жизни для того, чтобы понять, что такое ответственность или уважение в полной мере. Нужно сказать, что не все взрослые способны на это, что уж о детях говорить?!

 

Пользуясь этими понятиями, мы только вызываем у ребенка страх и теряем нить доверия. То есть, вы с ним «не заодно», вы - «зануда», поэтому лучше кивнуть вам в ответ или соврать, в конце концов. Это выглядит также, когда с нами разговаривает профессионал своей терминологией, большинство из нас даже половины не поняли, но лучше согласиться, чтобы не выглядеть глупым и запомнить все это. Как быть?

 

Уберите все широкомасштабные нравственные понятия:

  • уважение
  • ответственность
  • порядочность
  • нравственность и прочие

Минимум полчаса в день обсуждайте его день, поступки, планы и чувства.

Помните о том, что дети не любят потому, что не понимают, зачем это делать. Начинайте сами, регулярно, и сами же с взрослением ребенка увеличивайте время обсуждения.

 

Никаких оценок!

«Тебе понравилось?», «Ты испугалась?», «Что ты чувствуешь?» Если вам не нравится, как ведет себя ребенок, объясните эту «неправильность» с позиции его выгоды:

«Тебе может быть трудно // странно // опасно // грустно, если ты будешь так делать, я тебе в любом случае помогу»

 

Чаще рассказывать о своих страхах и сложностях в детстве.

Не нужно обсуждать одну и тут же проблему, пусть они будут разными – всегда в конце разговора, даже неприятного, обнимайте ребенка

 

Что разрушает детскую, а, впоследствии, и взрослую самооценку:

  • отсутствие тактильных отношений, объятий, поцелуев, баловства, которое так любят дети
  • ругань или негативные отзывы о ребенке или других – «никак не могу с ним справиться», «он невыносим», «он такой упрямый» и т.д.
  • сравнение ребенка с другими – «посмотри на Лену, Петю, Аню, 
  • непринятие его интересов: «рисование – это не твое», «футбол – это глупости», «что за идиотская музыка?»
  • запугивание относительно его желаний или качеств: «если будешь жадничать, с тобой не будет никто дружить», «если так оденешься, будут смеяться»
  • отсутствие прямого контакта с родителями: хотя бы до 5 часов с ребенком в неделю наедине, без братьев, сестёр, бабушек, нянь, друзей
  • непомерная ответственность – когда большинство требований начинается с «ты должен»: «ты должен любить сестру», «ты должен научиться», «ты должен понять»
  • отсутствие признаний его достижений: «красота – это не самое важное», «экзамен – это еще не все, нужно еще поступить» и т.д.